Дополнительная образовательная программа
«Волшебные узелки»
для кружка плетения в технике макраме
возраст обучающихся 7-16 лет
Срок реализации 4 года
Направление: художественно-эстетическое
Автор: Жильцова Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Закона РФ “Об образовании”, “Конвенции о правах ребенка” и является результатом размышлений о путях решения проблем, возникших в традиционном преподавании, основанном на знаниевой парадигме, а также результатом практической работы автора и направлена на развитие творческого потенциала обучающихся в процессе овладения техникой плетения “макраме”. Программа разработана в 1997г., апробирована на Станции юных техников в течение 15 лет, переработана по результатам апробации.
Программа имеет художественную направленность. Однако она содержит элементы культурологической и эколого-биологической направленности. По функциональному предназначению программа учебно-познавательная, по форме организации – групповая, кружковая, по времени реализации – четырехгодичная. Программа является авторской, не имеет аналогов, т.к. не только прививает умения и навыки плетения в технике макраме, но учит думать и учиться, дает обучающимся возможность обновления жизни новыми инновационными знаниями, понять что они - часть нашей великой культуры. Кроме того, программа содержит оригинальные разделы – это «Микромакраме» и «Экология и мы», а также разработка учебно-методических комплексов.
Программа разработана с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования детей, условий проведения конкурсов, фестивалей, выставок детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. МАКРАМЕ является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные ковры и коврики, корзинки, детали одежды, аксессуары, игрушки и т.д. Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях макраме в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, аккуратность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, доброта, сочувствие, честность.Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся находят ответ на вопрос: «Кем быть?», а также приобретают знания, специфические для области различных видов плетения, навыки в технике плетения макраме.За счет использования информационных технологий, программа позволяет повысить информационно-коммуникативную грамотность детей, развить имеющийся у них творческий потенциал, способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка
Отличительные особенности программы
Содержание программы представляет собой совокупность направленностей – художественно-эстетического, культурологического и эколого-биологического. Сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи, праздники), вопросы экологии органично входят содержание программы, позволяют расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления и воплощению своего замысла в творческих изделия
Отличительной особенностью ее является формирование навыков самостоятельной разработки игрушек, разработка оригинальных интерьерных решений. В рамках реализации данной программы детям предоставляется возможность освоения основ ведения проектной деятельности. В отличие от типовой, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных узлов в процессе плетения поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с русским народным творчеством.Обучение в кружке основано на принципах личностно- ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Основные идеи и принципы программы
Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети - активные творцы. Творческая деятельность - это школа формирования наиболее привлекательных человеческих качеств: стремления к пониманию других и заинтересованности в их идеях, уважения чужих мнений, настойчивости в реализации своих. Такой творческий тренинг призван дать ребятам главное - интерес к жизни и труд, указать пути, по которым можно идти, узнавать, изучать, постигать новое.
Развитие творческой индивидуальности обучающихся обеспечивается наличием ряда условий – гуманные отношения между участниками образовательного процесса, атмосфера доверия, доброжелательности, комфортности для каждого, следование законам природы ребенка, оказание помощи в самопознании.
Самое главное на занятиях - не сообщение знаний, а выявление опыта ребят, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, развитие способности детей самостоятельно решать познавательные, ценностно - ориентационные, практические, коммуникативные проблемы в различных сферах деятельности.
Программа направлена на достижение самостоятельно поставленных целей, на развитие способности самостоятельно решать проблемы, что дает возможность избежать бесконечного увеличения объема изучаемого материала. В этом случае смыслом образования становится не накопление «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, отдельных умений, а формирование способности «строить дом».
Основные идеи, на которых строится деятельность кружка - это:
Индивидуальная направленность всей работы педагога на конкретного ребенка предусматривает также социализацию обучающихся. Потребность в уважении, в признании, в социальном статусе являются центральным источником активности, первейшим условием психического и социального здоровья личности ребенка. Объективное основание этому - уникальность, неповторимость его. Самый дорогой, самый нужный для каждого человек - это я сам. Нравиться себе, принимать себя - совершенно необходимое условие для нормального саморазвития. Ребенок, не научившийся уважать себя - несчастен, это нравственный калека. Он никогда не будет любить и уважать окружающих. Отношение к себе определяет характер и способы самоутверждения подростка в обществе.
Самоуважение не может не сочетаться с уважением к окружающим. Формула нравственного поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других.
Содержание социальной работы в кружке и диктуется задачами духовно - нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием "мир человека".
Цель программы
Целью программы является повышение культурного потенциала обучающихся, освоение разных видов деятельности на предметном материале искусства, науки.
Задачи программы
Система оценки результатов
Дети, включенные программой в образовательный процесс, реализуют себя, получив знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально - ценностных отношений в том объеме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту и психо - физиологическим показателям.Настоящая программа представляет собой индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень прогнозируемой образованности. В качестве критериев оценки изменений в коллективе за определенный промежуток времени (полугодие, год) могут выступать следующие признаки: увеличение количества взаимодействий (обращение за помощью друг к другу, оказание ее);увеличение количества проявлений ответственности за совместную деятельность (действия, контролирующие свою работу и работу партнеров);уменьшение количества нарушений норм делового и межличностного общения (использование терминологии, аргументированность, аналитико - синтетические операции при решении задач);повышение организованности внутригрупповых отношений (количество обращений к руководителю как арбитру конфликтных ситуаций и организатору деятельности);повышение качества выполнения деятельности (количество партнеров и готовых объектов) [1,с.66]. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты. Наряду с этим основным методом программа предусматривает применение метода экспресс - опросов. Они проводятся как на каждом занятии, так и в конце каждой крупной темы. Такие опросы на каждом занятии занимают 3-5 минут, а в конце темы – 15-20 минут и позволяют видеть, какие вопросы четко усвоены, а какие требуют более пристального внимания. Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. По окончании освоения полного курса обучения в кружке обучающимся выдается свидетельство об окончании обучения.
Образовательная деятельность в соответствии с программой ведется по трем образовательным уровням, которые ограничены не продолжительностью учебного года, а возможностями и желанием обучающихся. Программа начального и углубленного уровней объединены в одном учебном году, для более эффективного развития детей в разноуровневыхгруппах.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе начального и углубленного уровня обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
дополнительные знания, умения и навыки:
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе итогового уровня обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания, умения и навыки:
и дополнительные знания и умения;
Наблюдения за деятельностью подростков в кружке позволяют утверждать, что взаимопомощь, учет индивидуальных способностей являются эффективным средством развития и нравственного становления личности. Дети становятся добрее, приобретают способность сдерживать эмоции, контролировать свое поведение в общении с окружающими. Педагогическое обеспечение реализации программыСодержание, методы и приемы обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.Изготовленное ребенком изделие является новым только для его создателя, новое в детском творчестве, в основном, носит субъективный характер. Дети часто изобретают уже изобретенное или изготовленное. Однако педагогическая польза творческого труда несомненна. Результат творческой деятельности детей и подростков - комплекс качеств творческой личности.Но, в то же время, в процессе творческой деятельности педагог продлевает путь ребенка от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только "вовне" на создание новых идей, разработок, но и "вовнутрь", на самопознание и созидание своего "Я", новых возможностей разума и воли. При этом постепенно сами обучающиеся осознают собственные задатки и способности, осознанно развивая свои мыслительные и творческие способности.Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.Педагог в образовательной деятельности детей стремится обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он стремится к тому, чтобы дети достигали успеха возможно чаще.Педагогический закон- опыт ребенка должен быть успешным. Успех и опыт содействуют воспитанию трудовых навыков и умений, укрепляет волю.Специфика образовательного процесса в кружке, основанная на свободном выборе деятельности и добровольном участии в ней детей выражается в необходимости использования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивной деятельности педагога и ребенка.Такое сотрудничество в разновозрастных и разноуровневых группах еще более эффективно, позволяя развиваться всем, от младших до старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции у других, предполагая проявление терпения, внимательности, конкретности ответственности. Именно такая атмосфера психологического комфорта, свободного проявления себя наиболее благоприятна развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания, глубокого узнавания друг друга. Именно разновозрастные и разноуровневые группы позволяют реализовать идею «Второго педагога», когда более старшие или умелые дети доносят до товарищей то, что не сумел донести педагог.
Характеристика форм и методов работы
Проведение занятий в зависимости от изучаемой темы предусматривает фронтальную, групповую, индивидуальную работу с детьми. Предусматриваются также совместные с родителями занятия.Основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении.Теоретические сведения подаются обучающимся в форме непродолжительных лекций, бесед (10–15 минут) или в процессе практической работы. Это пополняет словарный запас ребят специальной терминологией. Новые узлы и приемы плетения демонстрируются педагогом и показываются в виде изображений на плакатах.На занятиях дети обучаются ряду умений, необходимых для достижения успеха: слушать и слышать, наблюдать, замечать, отличать, фиксировать, концентрироваться, говорить, самостоятельно действовать, рассматривать, познавать, решать, делать самому, приобретать опыт, брать ответственность на себя, учиться понимать, логически думать, создавать.Овладение перечисленными приемами осуществляется через разнообразные формы организации образовательного процесса и деятельности детей. Например: лекционные занятия, сообщения, беседы, экскурсии (умение слушать и слышать, видеть, замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать); диалог, дискуссии, обсуждение (говорить, доказывать, самостоятельно мыслить); выполнение самостоятельных разработок (познавать, принимать решение); организация игровых ситуаций (взаимодействовать, брать на себя ответственность); различные конкурсы, выставки (доводить работу до результата, адекватно реагировать на успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других).Для более эффективного усвоения предлагаемого материала, на занятиях кружка используются наглядные пособия с основными видами узлов макраме, а также образцы поделок в соответствии со всеми разделами программы.Формирование творческого мышления у обучающихся проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения предложенной им деятельности до творческого применения полученных знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для освоения выполнения основных узлов макраме. Использование на этом этапе фронтального метода, при котором все обучающиеся выполняют одинаковые поделки, является наиболее эффективным. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся.В дальнейшем при переходе к итоговому уровню обучения репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном выборе поделки для изготовления, а также разработке своих (авторских) поделок. Здесь уже основными становятся методы индивидуального, дифференцированного и проблемного обучения. На этой стадии обучающиеся учатся работать с литературой: плести по предложенной схеме или описанию. Дети имеют возможность получения совершенно нjвой поделки из комбинации уже знакомых узлов и фрагментов плетения. Однако существует правило, гласящее, что мало изобрести что-то, необходимо еще уметь и оформить достойно свою разработку. Потому авторы разработанных поделок обязательно работают над описанием порядка изготовления ее и схемы плетения. На этой стадии детям приходится систематизировать работу над поделкой и расположить приемы изготовления ее в определенном порядке. Это уже осознанное усвоение всех полученных знаний и навыков.
На этом этапе обучения уже проводится только индивидуальная или групповая работа.При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с литературой, а также с разработками коллектива кружка. Итогом работы над поделкой становится разработка учебно-методического комплекса ее изготовления, который используется в дальнейшем обучающимися на занятиях. Такой учебно-методический комплекс состоит из:
- описания изготовления игрушки,
- схемы плетения,
- фото-мастер-класса плетения,
- блок-схемы сборки игрушки (если она состоит из нескольких деталей),
- перечня дополнительных деталей или возможностей изготовления различных поделок на основе данной,
- творческого проекта (если это собственная разработка).
Уровень мастерства предполагает самостоятельно разрабатывать объемные игрушки и составлять описание их изготовления. В процессе занятий обучающиеся осваивают основы проектной деятельности в рамках разработки творческих проектов. Результат такой деятельности – становление субъектной позиции и развитие исследовательских способностей. В конце учебного года обучающиеся защищают свои творческие проекты и представляют разработанные учебно-методические комплексы. На занятиях используются материалы специальной подборки литературы, новые издания по профилю кружка. Большое внимание уделено организации рабочего места для обучающихся. Для всех детей имеются специальные подушечки для удобства плетения используются схемы. В кабинете имеются образцы изделий по всем разделам программы Для расширения кругозора с детьми организуются экскурсии на выставки детского творчества, мастеров различных жанров декоративно- прикладного творчества.Организация деятельности кружка Программа работы кружка рассчитана на четырехгодичное обучение. При этом совмещено обучение детей первого и второго года обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Тогда одна группа проходит программу второго года обучения в течение двух лет, а вторая группа - в течение одного года. Четвертый и более год обучения должен планироваться по индивидуальной программе обучения в рамках проектной деятельности. Возраст обучающихся в группе первого - второго года обучения составляет 7-11 лет, третьего года обучения - 11-14 лет и четвертого (уровня мастерства) – 14-16 лет. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения, навыки общеобразовательной школы, требуемые программой данного вида творчества и года обучения в кружке, формируются к указанному возрасту. Объединения второго и последующих годов обучения работают при условии сохранения 70% контингента от списочного состава предыдущего года или набора детей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для соответствующего года обучения. Допускается дополнительный набор в группы второго и третьего годов обучения по итогам собеседования. Количество детей в группе начального и углубленного уровня обучения составляет 10-12 человек, в группе итогового уровня обучения и уровня мастерства 8-10 человек, так как особенности организации образовательно - воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством детей не более указанного. Педагогическая нагрузка как для начального и углубленного уровня обучения, так и для итогового уровня обучения и уровня мастерства – 6 часов в неделю, всего 216 часов за учебный год.
Список литературы
Тематический план начального и углубленного образовательного уровня обучения
Приведенный в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории.
№темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Кол.зан. | ||
Практ | Теор. | Всего | |||
1 | Вводное занятие | - | 3 | 3 | 1 |
2 | Основные узлы узелкового плетения | 24 | 6 | 30 | 10 |
3 | Комбинирование узлов в поделках.Настенные и плоские игрушки. | 36 | 6 | 42 | 14 |
4 | Приемы изменения числа нитей в процессе работы | 45 | 15 | 60 | 20 |
5 | Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы) | 22 | 8 | 30 | 10 |
6 | Техника изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки) | 23 | 7 | 30 | 10 |
7 | Плетение цветного полотна (приемы: Кавандоли и замены нити) | 50 | 16 | 66 | 22 |
8 | Экология и мы. Плетение из «чулочного»шнура. | 11 | 1 | 12 | 1 |
9 | Закрытие кружковой работы | 1 | 2 | 3 | 1 |
10 | ИТОГО: | 187 | 29 | 216 | 72 |
Примечание. Тема 6 обязательна для детей, осваивающих данную программу за один год или обучающихся по данной программе второй год. При этом дети, обучающихся по данной программе в течение двух лет, продолжают работать по теме 5.
Тематический план итогового образовательного уровня обучения
№ темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Кол. занят | ||
Практ | Теор. | Всего | |||
1 | Вводное занятие | - | 3 | 3 | 1 |
2 | Работа с тонким шнуром (аксессуары) | 44 | 4 | 48 | 16 |
3 | Поделки из плоских узлов | 22 | 2 | 24 | 8 |
4 | Поделки из репсовых узлов | 22 | 2 | 24 | 8 |
5 | Микромакраме. Разработка учебно-методических комплексов. | 58 | 8 | 66 | 22 |
6 | Плетение цветов | 26 | 4 | 30 | 10 |
7 | Плетение игрушек | 30 | 6 | 36 | 12 |
8 | Объемное макраме. Игрушки на основе полусферы. Проектная деятельность. | 51 | 12 | 63 | 21 |
9 | Разработка плоских игрушек. * | 26 | 4 | 30 | 10 |
10 | Закрытие кружковой работы | 3 | 3 | 6 | 2 |
ИТОГО: | 184 | 32 | 216 | 72 |
Примечание. Приведенный в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории.
Тематический план обучения образовательного уровня мастерства
№ темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Кол. занят | ||
Практ | Теор. | Всего | |||
1 | Вводное занятие | - | 3 | 3 | 1 |
2 | Изготовление многоцветных панно по схемам плетения,
разработанным с помощью программы РМ maker
|
60 | 9 | 69 | 23 |
3 | Разработка объемных поделок в рамках работы над проектом | 58 | 8 | 66 | 22 |
4 | Разработка композиций | 64 | 8 | 72 | 24 |
5 | Закрытие кружковой работы | ||||
ИТОГО: | 185 | 31 | 216 | 72 |
Примечание. Приведенный в разделе тематический
план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение
часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка
по собственной образовательной траектории.
Настоящая образовательная программа разработана в расчете на разновозрастный состав детей от 7 до 16 лет. Сроки обучения: программа предусматривает 3-4-летнее обучение в зависимости от возможностей ребят. Дальнейшее совершенствование мастерства продолжается по индивидуальному планированию. Программа предусматривает изучение детьми техники плетения отделочных, украшающих узлов и узоров, изучение технологии плетения изделий для использования в быту. Изучается возможность самостоятельного изготовление шнура для плетения из пришедших в негодность капроновых колготок. Организация деятельности детей в трех образовательных уровнях гарантирует рост каждого ребенка до определенной ступени, с которой он может перейти на более высокий качественный профессиональный уровень. При освоении материала по темам детям предлагается изготовление ряда поделок для самостоятельного выбора. В процессе освоения мастерства плетения в программе предусматривается изготовление поделок двух уровней сложности по отдельным темам: I и II для начинающих и III и IV для продолжающих начинающие изготавливают поделки I и II степени сложности, а дети, продолжающие обучение, изготавливают поделки III и IV степени сложности. Таким образом, дети осваивают за одинаковое время определенные приемы работы каждый на своем уровне возможностей. При отсутствии выбора поделок по сложности дети могут выполнить вместо одной - несколько из перечисленных по данной теме. Совмещение начального с углубленным уровнем дают возможность детям освоения инструкторской работы, помогая педагогу и частично замещая его на занятия, работая на занятии «вторым педагогом». Начальный и углубленный уровень предусматривают освоение основных узлов макраме и изготовление на их основе разнообразных поделок и изучение способов изменения количества нитей в работе. Итоговый уровень обучения - это изучение технологии многоцветного плетения, а также приемов творческой работы по созданию собственных поделок. Уровень мастерства - это изучение работы в программе Pattern maker, разработка плоских и объемных поделок. Образовательный процесс в кружке предусматривает изготовление работ для подарков родным и друзьям, для использования в быту /кашпо, полочки, панно-карман, подставки под горячую посуду, сумочки, сумочки для сотовых телефонов и т.д./. Имеется целая серия игрушек как настенных, так и объемных. Это также является мотивирующим фактором для детей, кроме того, позволяет коснуться отношений в семье и со сверстниками. Работа детей в кружке организована на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, их самостоятельную работу и разработку собственных поделок. На занятиях в кружке сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой - то мере освоил и далее следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. Таким образом, если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Особое внимание в программе уделяется поиску творческих решений в разработке новых поделок на основе изученных узлов и фрагментов плетения и в использовании новых материалов в работе - упаковочный шнур, самостоятельно изготовленный шнур - скрученный из вязальных ниток, изготовленный из старых колготок и т.д. Занятия в кружке помогают обучающимся познать и раскрыть себя, свои возможности в творческом плане, приобрести навыки выполнения проектных работ, научиться работать в коллективе по разработке и реализации творческих проектов, самостоятельно работать с литературой. Для творческого роста ребят программа предусматривает посещение выставок в районе и городе, а также их личное участие в стационарных и дистанционных конкурсах различного уровня, что дает возможность учиться анализировать и критически оценивать как свои, так и чужие работы. По окончании освоения программы обучающиеся получают Свидетельство.
Содержание программы начального и углубленного уровня обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3ч.) Обсуждение режима работы и ознакомление с планом работы на год. Знакомство с Уставом ЦДТ. Программа. Инструктаж по ОБЖ. Устав ЦДТ. Обсуждение прошедших каникул.
1 ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ УЗЕЛКОВОГО ПЛЕТЕНИЯ (30ч.)
Теоретическая часть. Истоки узелкового плетения. Просмотр и обсуждение имеющихся в кабинете и литературе работ. Ассортимент используемых в макраме шнуров и нитей. Двойной плоский узел (ДПУ). Репсовый узел. «Шахматка». «Ягодка». Повторение основных приемов навешивания нитей на основу. Обсуж¬дение порядка плете¬ния поделки «Ни¬ктошка» (I), «Черепашка» (I), «Бычок» (I), «Сова» (I), панно «Павлиний хвост» (II), «Пудель Артемон» (II). Возможности оформления поделок. Беседа «Подросток и алкоголь». Инструктаж по ОБЖ. Практическая часть. Подбор и навешивание нитей на основу. Плетение поделок. Проверка выполненной дома работы, обсуждение допущенных ошибок.
2 КОМБИНИРОВАНИЕ УЗЛОВ В ПОДЕЛКАХ (54ч.)
Настенные и плоские игрушки. Теоретическая часть. Порядок плетения в круге и круга. Обсуждение порядка плетения поделки по описанию (I) или образцу (II). Просмотр литературы и выбор настенной игрушки для изготовления: «Кот» (I), «Кошечка» (I), «Совушка»(I), «Аленушка» (II), «Петрушка»(II), Сова двухцветная (II), «Тузик» (II), «Котенок» (II), «Мишка» (II). Изучение порядка плетения выбранной игрушки. Беседа по пройденной теме. Обсуждение поделок, изготовленных по пройденной теме. Практическая часть. Расчет длины нитей, подготовка нитей для работы. Навешивание нитей на основу. Плетение поделок. Выбор варианта оформления работы.
3 ПРИЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛА НИТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ (60ч.)
3.1 Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами
Теоретическая часть. Изучение приемов изменения количества нитей в работе с плоскими узлами на примере плетения цветов: колокольчик (I), тюльпан (I), кувшинка, лилия(II). Плетение «от уголка», «на уголок». Способы плетения листьев, тычинок. Порядок сборки цветка и плетения стебля. Беседа о цветах Волгоградской области и выращиваемых на дачных участках, посещаемых детьми. Практическая часть. Расчет длины нитей. Подбор нитей и начало работы. Плетение лепестков полотном «шахматка». Подбор цветов для букета.
3.2 Приемы изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами
Теоретическая часть. Приемы изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами: Мышка (I), Дева (I), Львенок(I). Инструктаж по ОБЖ. Практическая часть. Выбор и подготовка нитей. Работа над поделкой.
3.3 Изготовление подарков
Теоретическая часть. Праздничные традиции в стране и семье. Русские народные праздники зимой. Возможности в изготовлении и оформлении подарков. Выбор подарка. Обсуждение порядка плетения и оформления сувенира. Беседа по пройденной теме. Выставка работ. Практическая часть. Выбор и подготовка нитей. Самостоятельная работа над поделками по описаниям.
4 ПЛЕТЕНИЕ ЦВЕТНОГО ПОЛОТНА (54ч.)
Теоретическая часть. Приемы плетения двухцветного полотна: прием Кавандоли, прием замены основы и рабочей нити. Возможности изготовления поделок приемами цветного плетения. Расчет длины и количества нитей. Практическая часть. Выбор работы или самостоятельная прорисовка рисунка. Подготовка нитей. Плетение выбранной работы. Выбор варианта оформления работы: накладные, дополнительные детали, кисти. Оформление работы. Экскурсия на городскую выставку.
5 ЭКОЛОГИЯ И МЫ. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ «ЧУЛОЧНОГО» ШНУРА. (12ч.)
Теоретическая часть. Беседа «Мы и мир вокруг нас». Наше отношение к природе. Приемы изготовления шнура из старых капроновых колготок. Особенности расчета длины нитей и плетения из «чулочного» шнура. Практическая часть. Выбор работы, подготовка нитей. Плетение выбранной работы. Выбор варианта оформления работы: Оформление работы.
ЗАКРЫТИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (3ч.)
Теоретическая часть. Обсуждение итогов работы прошедшего года и плана работы на следующий год. Просмотр видеоматериалов по кружку. Практическая часть. Оформление итоговой выставки и приглашений родителям на закрытие. Оформление Дневника кружка (изо). Проведение итоговой выставки и праздничного совместно с родителями закрытия кружковой работы. Награждение обучающихся, принимавших активное участие в деятельности кружка.
Содержание программы работы с группой итогового уровня обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3ч.)
Обсуждение режима работы и ознакомление с планом работы на год. Знакомство с Уставом ЦДТ. Просмотр видеоматериалов кружка. Инструктаж по ОБЖ. Устав ЦДТ. Обсуждение прошедших каникул.
1 РАБОТА С ТОНКИМ ШНУРОМ (48ч.) Плетение аксессуаров
Теоретическая часть. Особенности работы с тонким шнуром. Возможности макраме при изготовлении украшений. Общая технология изготовления аксессуаров: броши, кулоны, браслеты, брелоки, подвески. Способы оформления аксессуаров. Правила подбора цветовой гаммы нитей для изготовления аксессуаров. Порядок разработки схемы и описания плетения изготовленной поделки. Практическая часть. Выбор (III) или прорисовка (IV) рисунка (изо). Расчет и подготовка нитей. Плетение поделки. Оформление поделки. Сборка и оформление изделия. Разработка схемы и описания изготовленной плетения поделки. Экскурсия в музей изобразительных искусств
2 МИКРОМАКРАМЕ. Разработка учебно-методических комплексов (66ч.)
2.1 Плетение цветов (21ч.)
Теоретическая часть. Порядок плетения цветов плоскими и репсовыми узлами. Узор “окошко”. Прием незаконченного ряда. Порядок сборки цветка, плетения стебля. Практическая часть. Выбор цветка для плетения. Расчет, подбор и подготовка нитей. Плетение лепестков, листьев и тычинок. Сборка цветка.
2.2 Плетение игрушек (24ч.)
Теоретическая часть. Празднование Нового года и Рождества на Руси. Особенности крепления нитей на подушечке и плетения в микромакраме. Применение изделий микромакраме в быту. Рождественские подарки. Возможности оформления игрушек. Понятие и порядок разработки учебно-методического комплекса поделки. Просмотр и обсуждение изготовленных по теме работ. Практическая часть. Выбор поделки: мышка (III), черепаха (III), рак (IV), лягушка (IV), бабочки (IV), сердечко, ангел (IV), колокольчик. Подготовка нитей и работа над игрушкой. Сборка и оформление игрушки. Подбор фотографий для мастер-класса изготовления поделки. Разработка учебно-методического комплекса игрушки.
3 ОБЪЕМНОЕ МАРАМЕ. Игрушки на основе полусферы. Проектная деятельность. (45ч.).
Плетение объемных игрушек Теоретическая часть. Приемы плетения объемных игрушек. Возможности изготовления новых игрушек на одинаковой основе (полусфера). Понятие о проектной деятельности. Порядок разработки проекта. Практическая часть. Составление плана работы над проектом. Выбор игрушки для плетения: Смешарики. Подбор и подго¬товка нитей, работа над поделкой. Изготовление каркаса и сборка игрушки. Оформление проекта. Подготовка защиты проекта.
4. РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛОСКИХ ИГРУШЕК*. (10ч.)
Теоретическая часть. Обсуждение прин¬ципа разработки плоских поделок на основе изученных фраг¬ментов и узлов. Приемы соединения отдельных фрагментов. Практическая часть. Разработка и изготовление плоских игрушек Составление схем или описания поделки (при необходимости.). Выбор, расчет и подготовка нитей (м). Работа над по¬делкой. Оформление работы.
ЗАКРЫТИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (6ч.)
Теоретическая часть. Обсуждение ре¬зультатов работы в прошедшем учебном году. Пла¬нирование работы на следующий учеб¬ный год. Практическая часть. Защита творческих проектов. Представление учебно-методических комплексов. Оформление Дневника кружка и итого¬вой выставки работ. Выставка работ с привлечением родителей в жюри. Праздничное со¬вместно с родите¬лями закрытие кружковой работы. Награждение.
Содержание программы работы с группой уровня мастерства
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3ч.)
Обсуждение режима работы и ознакомление с планом работы на год. Программа работы на год. Инструктаж по ОБЖ. Обсуждение прошедших каникул.
1 ИЗГОТОВЛЕНИЕ МНОГОЦВЕТНЫХ ПАННО ПО СХЕМАМ ПЛЕТЕНИЯ, РАЗРАБОТАННЫМ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ РМ maker. (69ч.)
Теоретическая часть. Изучение программы Pattern maker, обучение самостоятельной разработке схем для цветного плетения. Способы плетения многоцветных панно. Приемы смены нити по рисунку. Исправление ошибок. Практическая часть. Прорисовка эскиза, перенос на сетку. Разработка и распечатка схем. Плетение цветных панно.
2 РАЗРАБОТКА ОБЪЕМНЫХ ПОДЕЛОК В РАМКАХ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ (66ч.)
Теоретическая часть. Обсуждение порядка разработки объемных поделок: на основе плоских, из двух частей. Круговое плетение. Практическая часть. Разработка плана работы над проектом. Выбор поделки. Работа по проекту. Изготовление объемной поделки. Изготовление каркаса и сборка игрушки. Оформление проекта. Подготовка защиты проекта.
3 РАЗРАБОТКА КОМПОЗИЦИЙ (72ч.)
Теоретическая часть. Выбор сюжетов для композиций. Порядок разработки композиции на основе изготовленных поделок. Способ плетения «Меховое полотно» для основы композиций. Способы крепления деталей. Обсуждение возможности участия в выставках с готовыми работами. Практическая часть. Набросок композиции, изготовление деталей и основы. Сборка и оформление композиции.
4 ЗАКРЫТИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (6ч.)
Теоретическая часть. Обсуждение результатов работы за прошедший учебный год. Планирование работы в следующем учебном году. Практическая часть. Защита творческих проектов. Оформление Дневника кружка и итоговой выставки работ. Праздничное совместно с родителями закрытие кружковой работы.
Примечание. Допускается корректировка программ обучения в течение учебного года.
Итоги реализации программы
Выпускник кружка – это творческая индивидуальность. Ведущими ее свойствами являются: умение учиться и творить, самостроительство, само-совершенствование, гуманно - созидающее влияние на окружающий мир, независимость суждений и поведения. Отсроченным результатом дея-тельности обучающихся является сформированная творческая личность.
РЕЗУЛЬТАТОМ реализации программы является:
• Развитие творческих способностей обучающихся. На третьем-четвертом году обучения обучающиеся умеют самостоятельно работать, разрабатывать несложные поделки, составлять композиции. Даже прически на праздники делают из узлов макраме.
• Повышение престижа творческого объединения у родителей, общественности;
• Улучшение личностных показателей и показателей социальной адаптации выпускников. Дети становятся более добродушными, толерантными, отзывчивыми, коммуникабельными.
• Наличие презентабельных результатов деятельности обучающихся: выставок, конкурсов, творческих проектов и т.д. В кружке есть обучающиеся - победитель Всероссийского конкурса игрушки, лауреат Всероссийского конкурса «Навстречу зиме», а также финалист Всемирного конкурса «Мир русского слова». Программа является дипломантом V Всероссийского конкурса ав¬торских образовательных программ дополнительного образования детей. Руководитель кружка также является дипломантом Всероссийского конкурса «Зимний калейдоскоп».
Информационное обеспечение программы
1. Краузе А. Макраме. - Ташкент: Ташкент, 1987.
2. Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат,1993.
3. Соколовская М. Макраме. - Минск: Полымя,1983.
4. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. – Минск: Хэлтон , 2000.
5. Донателла Чиотти. Макраме. Украшения из плетеных узелков.- Интернет.
6. Колокольцева С. Макраме для всех. - Смоленск: Русич, 1997.
7. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. -М.: ЭКСМО, 1997.
8. Пивовар В. Макраме и фриволите.- СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант», - 1998.
9. Рябинина Г.В. Объемное макраме.- М.: издатель И.В. Балабанов,1997
10. Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. - Ленинград: Лениздат, 1985.
. Разработки коллектива кружка:
1. Жильцова И.И. Макрамешки. Учебное пособие. 2010г.
2. Жильцова И.И. Смешарики. Учебное пособие. 2010г.
3. Жильцова И.И. Новый взгляд на плетение в технике макраме. Методическое пособие. 2012г.
4. Жильцова И.И. Творческая деятельность детей в процессе занятий плетением в технике макраме. Методическое пособие. 2000г.
5. Учебно-методический комплекс к программе «Волшебные узелки»,
6. Учебно-методический комплекс изготовления игрушки «Рождественский ангел»,
7. Учебно-методический комплекс изготовления брелоков «Марфуша и Ванюща».
8. Творческий проект «Изготовление игрушки «Сердечные друзья».
9. Творческий проект «Изготовление игрушки «Краб».
10. Учебно-методический комплекс изготовления брелока «Бабочка»,
11. Учебно-методический комплекс изготовления брелока «Рыбка»
Компакт-диски с:
- работами, выполненными в технике макраме,
- фото- и видеоматериалами о деятельности кружка,
- схемами и описаниями плетения,
- методическими материалами (программа, методические пособия, творческие проекты, учебно-методические комплексы и др.).
5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа может быть использована для организации объединений дополнительного образования. Кроме того, учебный план начального и углубленного уровня обучения может быть использован также для организации деятельности учащихся общеобразовательных школ на уроках труда. Программа может быть реализована при наличии приведенной выше материально – технической базы и информационной базы по тематике занятий. Кадровое обеспечение: руководитель кружка должен владеть знаниями и навыками работы на ПК. Финансовое обеспечение: Все расходы по обеспечению материалами для занятий (шнур, нитки, бисер, бусины и др.) и внесению взносов за участие в выставках и конкурсах несут родители обучающихся.